Ситуация с платежами индивидуальных предпринимателей развивается предельно логично — в рамках извращенной логики, принятой в России. Неприятное для некоторых, но вполне понятное решение о повышении взносов в фонды теперь по просьбам трудящихся на глазах превращается в дополнительную головную боль для работающих ИП.
И виноваты в этом сами предприниматели и их «службы поддержки» в виде различных ассоциаций и общественных организаций.Ведение бизнеса в качестве ИП для самозанятого человека имеет два огромных преимущества: крайне низкие налоги на личный доход (фактически 6% против примерно 50% у наемного работника) и крайне простая система отчетности. Если отвлечься от юридической и бухгалтерской терминологии, то, по сути, речь идет о том, что за право работать на себя самозанятый ИП платит государству 6% дохода, но не менее определенной суммы в год — в нынешнем году минимальный платеж составляет около 35,5 тыс. рублей. Подчеркиваю: в год. Бюрократия для ИП почти отсутствует, а при желании ее и вовсе можно свалить на бухгалтера-аутсорсера за 10—15 тыс. рублей в год. Еще несколько тысяч стоит ведение счета в банке. Итого: заплати как минимум 50—60 тыс. рублей за год и работай в свое удовольствие, не отвлекаясь на изнуряющую возню с государством. Мечта, а не условия. Налоговый и административный рай.
Что изменилось в нынешнем году? Минимальные обязательные выплаты государству подняли с 1,5 тыс. до 3 тыс. рублей в месяц. Все. Не хочу вдаваться в подробности, почему это изменение не затронет реально работающий бизнес (напишу в комментариях). Просто оцените масштаб проблемы: предприниматель платил государству всех налогов минимум 1,5 тыс. рублей в месяц, теперь будет платить 3 тыс. Ужас, крах, разорение, страна в руинах!
Однако это ничего не значащее изменение условий ведения бизнеса вызвало гигантскую волну критики и возмущения. Часть предпринимателей, пресса, различные общественные структуры начали давить на правительство и депутатов с целью отменить повышение «налога» (это не совсем налог, но для простоты будем называть его так). Главный аргумент — невозможность сохранения бизнеса при столь «высоких» ставках, в подтверждение чему приводили статистику закрытия ИП. По текущей информации ИП-лоббистов, за первые шесть месяцев 2013 года добровольно прекратили работать 650 тыс. индивидуальных предпринимателей (и фермеров, но их мало, можно не учитывать). Величина впечатляет, правда? Этак мы вообще без мелкого бизнеса останемся!
Не останемся. Как и любые данные любых лоббистов, эта величина, будучи формально верной, по сути — ложная. Проще говоря, нам врут в лицо, в надежде, что никто не проверит. Я проверил. Действительно, в общей сложности за первые полгода добровольно сдали свои свидетельства о предпринимательской деятельности 666 тыс. ИП. Однако, чтобы понять, много это или мало, надо сравнить это число с прошлыми данными. В первой половине 2011 года, как и в том же периоде 2012 года, от статуса ИП добровольно избавлялись примерно по 350 тыс. человек. Совершенно естественным путем, без давления «неподъемных» сборов. То есть при прочих равных примерно столько же предпринимателей перестали ими быть и в нынешнем году. Получается, что из-за повышения сборов реально закрылись примерно 300—350 тыс. ИП, причем, если посмотреть на динамику этого процесса по месяцам, окажется, что в июне таких было всего примерно 10 тыс. человек, то есть поток «дополнительных» заявлений о закрытии практически иссяк. Все, кто хотел, уже закрылись, остальные продолжают нормально работать и больше всего хотят, чтобы их оставили в покое.
Но запущенный механизм лоббирования уже не остановить. Правительство и депутаты под давлением делающих себе политический капитал боссов из предпринимательских ассоциаций прогнулись и придумали «компромисс» в своем неповторимом стиле. Поправки, принятые Думой во втором чтении, немного снизят финансовую нагрузку на мало зарабатывающие ИП, но усложнят жизнь всем остальным. Самые мелкие предприниматели (с доходом до 300 тыс. рублей в год) будут платить взносы на 19 425 рублей в год. Остальные к этой сумме добавят еще 1% от заработка, превышающего 300 тыс. рублей.
Казалось бы, наплевать и забыть — вместо одного дурацкого решения Дума приняла другое дурацкое решение. Но есть две тонкости. Во-первых, поправки вступят в силу с 2014 года, то есть «высокие» платежи, из-за которых так громко страдали лоббисты и пресса, в нынешнем году сохранятся. Во-вторых, дифференциация платежей означает, что ИП будут вынуждены дополнительно считать, сколько они должны платить, а также дополнительно отчитываться о заработанном за год. Вроде бы эти данные Пенсионному фонду (который и собирает спорные платежи) будут предоставлять налоговики. Но почему-то у меня есть стойкое подозрение, что те обязательно введут какую-нибудь дополнительную форму отчетности для ИП, то есть лишнюю никому не нужную бюрократию.
Кроме того, процессы подсчета и оплаты налогов и платежей в фонды связаны между собой: из суммы налогов вычитаются платежи в фонды. Делается это ежеквартально: если мы точно знаем, сколько надо вычитать, то легко посчитать, сколько останется налога. Теперь же конечная сумма платежей в фонды будет известна только по окончании года, и как считать ежеквартальные налоговые платежи — вообще непонятно. Видимо, приблизительно, а по итогам года придется пересчитывать заново и платить непредсказуемый остаток. А ведь у депутатов еще есть желание в третьем чтении добавить дифференциацию платежей по регионам…
В общем, для нормально работающих ИП с доходами от 50 тыс. рублей в месяц с точки зрения сумм платежей не изменилось вообще ничего, зато со следующего года прибавится мороки с документами. Зато неработающие или мало работающие ИП, которые до сих пор не закрылись, сэкономят несколько сот рублей в месяц.
И вот именно за этот результат шла многомесячная лоббистская война, работали юристы, заседала Дума, писались тысячи статей в СМИ, кипели интернет-форумы, волновались предприниматели. Не проще ли было заплатить 1,5 тыс. рублей в месяц и спать спокойно?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Источник Банки.ру
Свежие комментарии