Уходя на летние каникулы, Госдума приняла в окончательном виде законопроект о создании в России мегарегулятора финансовых рынков на базе Центробанка. Портал Банки.ру с помощью экспертов попытался разобраться, как это отразится на финансовой системе, а также на роли самого Банка России в отечественной экономике. Парадокс в том, у ЦБ станет больше власти, но не влияния.
Госдума на пленарном заседании 5 июля приняла в третьем чтении закон, кардинально расширяющий сферу ответственности банковского регулятора — Банка России. После того как закон подпишет президент (в чем нет сомнений), в ведении ЦБ окажутся также все некредитные финансовые организации. Таким образом, впервые в России появится финансовый мегарегулятор. О масштабах реформы говорит даже чистая арифметика: принятый Думой закон вносит изменения в Налоговый и Гражданский кодексы РФ, а также сразу в 46 федеральных законов.
Теперь к сфере компетенции Банка России относятся пруденциальное регулирование, контроль (надзор) за всеми участниками финансового рынка и осуществление макроэкономической политики. ЦБ также наделяется правом обращаться в судебные органы с заявлениями о принудительном исполнении предписаний, требований и запросов.
Кроме того, Центробанк получил право представлять в правительство проекты федеральных законов и нормативных правовых актов. Эти акты будут вноситься от имени президента и правительства. Банк России также наделили полномочиями по утверждению отраслевых стандартов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций; по регистрации выпусков ценных бумаг, проспектов, отчетов об итогах выпуска не только в отношении банков, но и некредитных финансовых организаций.
Закон снимает действующее ограничение возможного срока предоставления Центробанком кредитов коммерческим банкам (этот срок составлял не более года), с четырех до пяти лет увеличивается срок полномочий председателя Банка России и членов совета директоров. При этом совет директоров будет полностью переизбран после вступления закона в силу. Новый глава ЦБ Эльвира Набиуллина активно приступила к формированию новой команды — руководство регулятора явно ждет самая большая ротация кадров с начала века.
Корректируется и цель денежно-кредитной политики ЦБ: ему теперь вменяется в обязанность не только контроль за курсом рубля, но также поддержание ценовой стабильности для обеспечения устойчивого экономического роста. Впрочем, Банк России, как и все национальные банки государств, так или иначе всегда отвечал за макроэкономические показатели.
Создается комитет финансового надзора, объединяющий руководителей структурных подразделений ЦБ РФ. Именно через этот комитет Банк России будет осуществлять свои регулирующие, контрольные и надзорные функции. Банк России получает полномочия по контролю и надзору за соблюдением эмитентами требований законодательства о ценных бумагах, по контролю за соблюдением закона о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Кроме того, ЦБ будет регулировать деятельность рейтинговых агентств.
Исторически в постсоветской России правительство или администрация президента, куда время от времени, как это происходит и сейчас, перетекал центр принятия ключевых экономических решений, всегда было влиятельнее ЦБ. В 2000-е годы министр финансов Алексей Кудрин в связке с министрами экономического развития — сначала с Германом Грефом, а затем с Эльвирой Набиуллиной — несомненно, были более значимыми фигурами в определении экономической политики, чем тот же Сергей Игнатьев во главе Центробанка.
Собственно, о ЦБ в качестве важного экономического игрока у нас вспоминали только во время локальных банковских кризисов. Сначала летом 2004 года, когда Игнатьев был экстренно вызван в Госдуму и с лицом белее мела рассказывал, что такое черный список банков, когда на валютном рынке началась реальная паника из-за слухов о намерении властей отобрать лицензии или поменять собственников ряда крупных кредитных организаций. А затем в начале 2009 года, когда на фоне общемирового кризиса надо было экстренно спасать некоторые российские банки и резко падал курс рубля к доллару, что позднее было названо «мягкой девальвацией».
Сейчас Центробанк получил рекордные по объему полномочия и рычаги влияния на макроэкономическую ситуацию. Однако больше формальной власти не означает больше фактического влияния. Ведь Центробанк так и не получил права законодательной инициативы. Это автоматически вынуждает его договариваться с правительством и администрацией президента: ведь согласно новому закону именно правительство и президент, а не отдельные депутаты-лоббисты будут вносить в парламент законопроекты по «заказу» Центробанка. Если учесть, что министром экономического развития стал проработавший не один год первым заместителем председателя ЦБ Алексей Улюкаев, не без оснований претендовавший на пост главы Центробанка, очевидно от выстраивания отношений в паре Набиуллина — Улюкаев во многом будут зависеть реальные возможности влияния Банка России.
Не менее важными станут и отношения ЦБ с Минфином. Игнатьев достаточно легко находил общий язык с Кудриным, а вот Эльвира Набиуллина в бытность министром экономического развития часто полемизировала с министром финансов по ключевым макроэкономическим вопросам. Очевидно, нынешний глава Минфина Антон Силуанов продолжает «линию Кудрина». К тому же в итоге именно Министерство финансов стало автором концепции закона о мегарегуляторе. Так что без конструктивных отношений с Минфином у ЦБ тоже не получится активно влиять на экономику. Ну а про администрацию президента и говорить нечего — по сути, именно в ней сидят главные экономические тяжеловесы путинской команды. В том числе сменивший Эльвиру Набиуллину на месте помощника президента по экономике Андрей Белоусов — экономист, по некоторым сведениям, пользующийся особым профессиональным доверием самого главы государства.
В общем, главным инструментом воздействия Банка России на экономику станет контроль над финансовым рынком вкупе с сохраняющимся правом определять ставку рефинансирования. У ЦБ теперь есть больше рычагов скорее для того, чтобы играть главную роль в исполнении экономической политики, чем для того, чтобы быть ее реальным режиссером. Опрошенные порталом Банки.ру эксперты в целом позитивно оценивают возможное влияние мегарегулятора на финансовые рынки в среднесрочной перспективе.
Начальник аналитического отдела «Трейд-портала» Алексей Рыбаков считает, что «вопрос об экономической целесообразности и эффективности создания мегарегулятора остается открытым». На его взгляд, в краткосрочной перспективе ничего не поменяется, только концепция станет иной. «Хотя в долгосрочной перспективе профессиональные участники рынка выиграют», — полагает аналитик.
Начальник управления инвестиций компании «Солид Менеджмент» Сергей Захаров также уверен, что в долгосрочной перспективе мегарегулятор принесет пользу. «Никаких предпосылок к тому, что станет хуже, нет», — говорит эксперт. Более того, по мнению аналитика, профучастникам, которые являются одновременно кредитными организациями, будет проще сдавать отчетность единому органу.
«Все движется в рамках единой системы, которая должна быть создана: единый регулятор, единый центральный депозитарий, одна биржа», — считает Захаров.
В любом случае Центробанк начинает принципиально новую главу своей истории — с новыми полномочиями, новым руководителем и обновленной командой. И эта глава, учитывая сложные вызовы российской и мировой экономики, обещает быть очень интересной.
Источник Банки.ру
Свежие комментарии