На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Банки.ру

95 049 подписчиков

Свежие комментарии

  • Sergey Ivanov
    Очередная законотворческая дурь. Все- таки нельзя, чтобы законы писал русский! Потому, что благие побуждения, написан...Россияне высказал...
  • 1941-1945
    Автор наслушался Сарафанного радио Несёт ЧУШЬРоссиянам назвали...
  • Боцман
    Гнать их в шею, из России, всю диаспору.Киргизия объявила...

Заемщики обеспокоены продажей кредитов. Эксперт «Норвик Банка» объяснил, как с этим справляются банки

Сегодня уже тысячи заемщиков по всей стране получали SMS-уведомление об уступке прав по их ипотечным кредитам в пользу различных специализированных финансовых обществ или ипотечных агентов (далее - СФО и ИА соответственно). У большинства заемщиков это продолжает вызывать беспокойство. 

Евгений Бардадим из Норвик Банка делится опытом проведения сделок секьюритизации.

Его наблюдения интересны тем, что он знаком с ними и с позиции банковского сотрудника, и в качестве заемщика. С точки зрения сохранения клиента главное по его мнению – открытость и предоставление исчерпывающей информации.

Зачем банки продают «хорошие» кредиты?

Часто заемщики интересуются, зачем такие сделки банку. Им непонятно, почему уступают права (требования), по которым нет просроченной задолженности, и заемщики не допускали просрочек. Они хотят понять, в чем выгода банка.

На мой взгляд, самое наглядное пояснение в текущих условиях будет таким:

Предположим, вы предоставили заем в 2020 году под 10% годовых. В 2023 году ставки существенно выросли и теперь указанная доходность вас уже не радует, а может даже и приносит убытки. Однако этот долг можно уступить или попросту «продать», чтобы получить деньги сегодня. Вырученные средства можно дать в долг новому заемщику уже по актуальной ставке. 

Продажа кредита глазами заемщика

Заемщики часто думают, что их кредит был «продан» коллекторскому агентству со всеми неприятными последствиями, хотя СФО и ИА таковыми не являются. Но если бы я этого не знал, то пытался бы срочно связаться с банком. Текст моего уведомления об уступке  был в целом таким: 

«Уважаемый Евгений, банк информирует, что права по договору в полном объеме перешли к ООО «Ипотечный агент АБВ». Условия договора не меняются. Подробности по ссылке...»

Согласитесь, это сообщение отправляется банком чтобы формально исполнить свои обязательства, а не дать исчерпывающую информацию. С первого раза пройти по ссылке за разъяснениями не удалось.

С чего начать подготовку к обращениям?

Начать лучше с самого начала. А именно - перед подготовкой кредитов к продаже проверить отсутствие запрета со стороны заемщика по каждому кредитному договору. Если клиент не получит подробных пояснений, то первое его требование к банку будет: «выкупите кредит обратно и верните все, как было». Однако, если клиент не запретил, то банк с одной стороны ничего не нарушил, но с другой выкупить его обратно не сможет. Для этого в проектах секьюритизации должны соблюдаться специальные условия, они фиксируются и не подлежат изменению.

Необходимо заранее подготовить список основных вопросов для сотрудников в контакт-центре и обучить их. Негодующий клиент, который не может сразу получить внятного ответа, вряд ли захочет еще раз обратиться в банк, плюс разнесет негатив. 

Какие основные вопросы поступают от заемщиков?

По опыту, заемщики задают следующие вопросы:

  • Зачем банк продал кредит?
  • Кто такие специализированные финансовые общества и ипотечные «агентства»?
  • Почему покупатели кредитов зарегистрированы по одному адресу? 
  • Что станет с моей залоговой квартирой?
  • Изменилась ли сумма моего долга и ставка процента?
  • Кому мне теперь платить?
  • Что будет, если банк вовремя не перечислит мой платеж?
  • Я могу теперь не оплачивать страховку?
  • Где получить справку для налогового вычета?
  • Мне могут отказать в праве досрочного погашения?
  • К кому обращаться за снятием обременения при полном погашении?
  • Законна ли передача прав?

Ошибки при общении

Здесь необходимо отметить, что после передачи прав СФО или ИА банки чаще всего остаются их сопровождать, в том числе обязаны принимать платежи и вовремя их перечислять. 

На мой взгляд, худший вариант — это оставить клиента без пояснений. Целесообразнее потратить немного времени и сил на подготовку и обучение сотрудников, чем потом отвечать сначала на письменные обращения, а потом на жалобы регулятору.

Не стоит экономить на канцелярских и почтовых расходах, если дело касается лояльности клиентов. Для большинства заемщика более убедительным является официальное уведомление с подписью и печатью, а не SMS-сообщение. 

Если клиент впоследствии попытается, например, реализовать предмет залога, но у покупателя недвижимости возникли сомнения, то рекомендую сразу запросить напрямую у нового владельца подтверждение полномочий банка на получение средств по ДКП, а также прав на снятие обременения. 

Удобство для клиента

Клиенту должно быть технически удобно продолжать исполнять свои обязательства, поэтому в онлайн-приложениях необходимо сохранить информацию о кредитах, а также весь привычный функционал. 

Имеет смысл предоставить приложении краткую информацию о новом владельце кредита и подтвердить, что банк продолжает его сопровождение. 

Обращаю внимание, что для третьих сторон, например ФНС, существует только кредит под исходным номером, отраженным в кредитном договоре. Новый код договора, присваиваемый после продажи и принятия на обслуживание, является внутренним идентификатором. Такие детали тоже нужно учитывать.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх