Россияне стали вдвое чаще жаловаться на блокировку счетов из-за включения в базу подозрительных счетов и операций, пишут «Известия» со ссылкой на данные Банка России. Из-за попадания в базу клиенты банков оказываются фактически отключены от обслуживания.
Так, по данным ЦБ, за девять месяцев 2024-го число обращений по поводу действий кредитных организаций резко увеличилось (на 18,3%) и составило 140,8 тысячи. При этом на 93,5% выросло число жалоб в категории «Мошенничество». В основном эти обращения касаются исключения сведений о владельцах счетов из базы дропперов, на них приходится треть жалоб, пояснили в регуляторе.
По итогам трех кварталов года доля жалоб в категории «Мошенничество» составила 14,6% от общего количества против 9% годом ранее. По расчетам «Известий», в 2024 году более 5,7 тысячи человек попросили ЦБ убрать их из базы подозрительных счетов, тогда как в 2023 году об исключении из реестра попросили порядка 2,9 тысячи человек.
При этом по большинству жалоб ЦБ принял отрицательное решение, так как банки подтвердили наличие признаков мошенничества.
Вступивший в силу 25 июля закон обязывает банки приостанавливать на два дня переводы граждан, если возникают подозрения в том, что трансакция осуществляется под воздействием других лиц. Счета, на которые должны были поступить деньги, и их владельцы заносятся в специальную базу ЦБ. После этого клиент лишается дистанционного банковского обслуживания. Его счета, карты, приложения и личные кабинеты блокируются во всех кредитных организациях. Снять свои деньги он сможет, только лично обратившись в отделение и доказав законность происхождения средств.
В рамках противодействия финансовому мошенничеству банки сверяются с шестью признаками осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента, отмечает эксперт-аналитик Банки.ру Эряния Бочкина. В них точные суммы не указаны, однако объем операции должен быть нетипичным для клиента, чтобы ее сочли подозрительной. Среди других признаков – нахождение получателя перевода в специальной базе, необычная телефонная активность клиента перед совершением перевода, попытка совершить операцию с устройства, которое ранее уже «засветилось» при мошенничестве. Кроме того, банки могут иметь и другие параметры в рамках собственных политик безопасности и антифрод-систем.
Свежие комментарии