На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Банки.ру

95 049 подписчиков

Свежие комментарии

  • 1941-1945
    Автор наслушался Сарафанного радио Несёт ЧУШЬРоссиянам назвали...
  • Боцман
    Гнать их в шею, из России, всю диаспору.Киргизия объявила...
  • Боцман
    Лакомый кусочек для банка это пенсионер , особенно кому за 70. Из личного опыта скажу, при обращении в сбер, такие го...Аналитик раскрыла...

Ужасы просрочки

Просрочка по кредиту всего на пару дней может грозить заемщику не только начисленными пенями и штрафами, но и испорченной кредитной историей. Правда, банки уверяют, что для этого должнику надо забыть о ежемесячном платеже не один раз. Но бывают и исключения.

Для начала две «страшилки», которые до сих пор портят жизнь двум моим знакомым. История первая. Из-за экстренной командировки приятель смог погасить ежемесячный платеж по кредиту только спустя два дня после даты Х. В итоге вот уже десять лет он не может получить кредит ни в одном банке, везде «припоминают» ему эту историю.

История вторая. Заемщик позвонил в банк уточнить свой платеж по кредиту, менеджер банка сообщил сумму платежа, но ошибся на 50 рублей. Клиент внес платеж и жил себе дальше. Узнал он о просрочке только при внесении следующего платежа, тогда же ему представили информацию о начисленной пене за месячную просрочку. Этот замечательный случай попал в кредитную историю заемщика, после чего человек до сих пор не может получить кредит где-либо еще. Ведь сложно доказать, что это именно ошибка менеджера банка, а не забывчивость заемщика.

Испорченная репутация

И все-таки банки уверяют, что такое случается редко, чтобы вот прямо честных и ответственных заемщиков и сразу в БКИ при малейшей оплошности. По словам начальника управления разработки и контроля процессов взыскания департамента проблемных активов банка ВТБ 24 Натальи Шелковой, большинство заемщиков хотя бы раз допускали задержку в оплате платежей. Как показал недавний опрос, основными причинами возникновения просрочки являются финансовые трудности, недобросовестность, временное отсутствие (отпуска, командировки и т. д.), недостаточное понимание условий и порядка погашения задолженности.

При возникновении факта просрочки банки прежде всего сообщают заемщику об этом по всем возможным каналам связи: СМС-сообщения, письма на электронную почту, звонки. Первый вопрос — причина возникновения просрочки. Дополнительно, чтобы предотвратить возникновение таких ситуаций, многие банки направляют клиентам СМС-напоминание о приближении очередного платежа за неделю или пару дней.

При этом банки действуют не слепо, а изучают поведение заемщиков. Поэтому тот, у кого риск возникновения «забывчивости» велик, с большей вероятностью получит предупреждающее сообщение, чем тот, кто всегда пунктуален. Это называется «поведенческий скоринг», и это лишь один из возможных вариантов его в действии. Банк ВТБ 24, например, к забывчивым заемщикам, благодаря поведенческому скорингу, относится более толерантно. «Если клиент регулярно допускает незначительные по размеру просрочки сроком один-два дня, при этом добросовестно их погашает, то, вероятнее всего, банк не будет его беспокоить в первые дни после нарушения срока оплаты», — рассказывает Наталья Шелковая.

Сколько стоит просрочка

Что бы ни говорили банки, но, если заемщик регулярно просрочивает платежи, это, безусловно, может стать веским поводом для создания отрицательной репутации, а также кредитной истории. В будущем само собой это станет препятствием для получения кредита.

Кроме того, заемщик уплачивает пени и штрафы за просроченные платежи. Сумма штрафа за просрочку по кредитному соглашению напрямую зависит от того, какой это кредит, а правила расчета штрафных санкций прописываются в кредитном договоре. «Как правило, мы не применяем «карательных» мер к заемщикам, опоздавшим на день-два, — рассказывает начальник отдела кредитования частных лиц Росавтобанка Елена Тартынская. — Однако программа посчитает эту задержку, и человеку будет необходимо уплатить пени».

По словам заместителя председателя правления банка «Ренессанс Кредит» Татьяны Хондру, все зависит от политики конкретного банка. В большинстве кредитных организаций за каждый день просрочки предусмотрена выплата неустойки. Штрафные санкции за просрочку прописываются в кредитном договоре. При этом размер штрафа может быть установлен в виде фиксированной суммы, либо как повышенный процент на просроченную задолженность, либо как процент от объема оставшегося долга.

В банке МКБ рассказали, что сумма штрафа за просрочку платежа по ипотечному кредиту составляет 0,5% в день от суммы просроченной задолженности. Сумма неустойки за просрочку платежа по потребительскому кредиту составляет 1% от суммы просроченной задолженности. Что касается кредитных карт МКБ, то неустойка за несвоевременное погашение задолженности по кредиту составляет 1% в день. В РосЕвроБанке по ипотечным кредитам насчитывают пени в размере 36% годовых от суммы не уплаченных в срок процентов и не возвращенного в срок кредита за весь период просрочки. По овердрафтам — штраф в размере 100 рублей за каждый случай возникновения просрочки. «СБ Банком по кредитным договорам, заключаемым с физическими лицами о предоставлении потребительских кредитов, взимается неустойка в размере 0,5% за каждый день просрочки от суммы неисполненных обязательств. По кредитным картам за несвоевременную оплату обязательного минимального платежа начисляются проценты за пользование кредитом по повышенной (двойной) процентной ставке», — продолжает начальник управления мониторинга и сопровождения СБ Банка Елена Беляева.

Но самое главное все-таки — последствия просрочки для клиентов. В соответствии с законом «О кредитных историях», если заемщик дал свое согласие на предоставление информации о его кредитной истории в БКИ, то банк обязан сообщить туда информацию о возникновении просроченной задолженности по кредитному договору независимо от суммы и количества дней просрочки. Здесь без вариантов, вряд ли банк предоставит кредит заемщику, не готовому делиться сведениями о себе с БКИ. В итоге 90% заемщиков дают согласие на предоставление информации в отношении исполнения обязательств по кредитному договору в бюро кредитных историй. При этом информация о фактах просрочки направляется в БКИ, как правило, два раза в неделю. Если на момент формирования отчета для бюро такая просрочка у заемщика имеется, информация о ней будет передана.

Источник Банки.ру 

Картина дня

наверх